БЛОГ‎ > ‎

«Я здесь, чтобы сказать вам: это работает» – слова отца ребенка с аутизмом по поводу Floortime

Отправлено 12 авг. 2014 г., 00:59 пользователем Анжела Заяц   [ обновлено 7 янв. 2015 г., 04:32 ]
Я почему-то уверена, что даже распространение информации о книге Гринспена и Вейдер «На ты с аутизмом» может помочь очень многим семьям, имеющим ребенка с РАС и не имеющим материальной возможности обращаться к специалистам.
Сегодня перевела с английского выдержку из интервью отца аутичного ребенка, предлагаю свой перевод вам:

аутизм, "на ты с аутизмом", Гринспен, ДИР/Флортайм
…На данный момент его жизни (почти 4 года, весной 2002 года), Дамиан вписывается в профиль ребенка с легкой формой аутизма. Его проблемы не сделали его менее связанным с нами, но они ставили препятствия в его отношениях с другими детьми. 
Первый раз, когда я вошел в кабинет логопеда, она протянула мне книгу Стенли Гринспена и Серены Вейдер

ENGAGING AUTISM: Using the Floortime Approach to Help Children Relate, Communicate, and Think 
(Издание на русском языке называется "На ты с аутизмом")

Это больше, чем книга, это комплексный подход к лечению. И в этом много смысла, по крайней мере, для меня. Гринспен и Вейдер считают, что малыш с РАС имеет проблемы с подключением не потому, что ему не хватает интереса к людям, а из-за неврологических проблем. Например, если я называю ваше имя, и вы не отвечаете, у вас, возможно, слуховые проблемы, из-за которых вам трудно отличить голос от других шумов. Если я прихожу домой с работы и вы бежите ко мне, а потом останавливаетесь на полпути и отвлекаетесь на игрушку, возможно у вас проблемы с моторным планированием, вы не можете получить от вашего тела то, что вы хотите, и особенно плохо планируете определенную последовательность действий. Это не значит, что вам этого не хочется, просто «провода в голове запутались». Если вы можете проанализировать дефицит конкретного ребенка, вы можете выработать программу лечения, что делается в контексте Floortime сессии, и помогает ребенку стать сильнее. Это часть теории. 
Другая часть заключается в следующем: Гринспен говорит, что по мере развития ребенка, он или она проходит через шесть эмоциональных этапов: саморегулирование и интерес к миру, контакт и общение, преднамеренность и двусторонняя коммуникация, решение социальных задач, формирование символов и использование понятий, эмоциональное мышление, логика (строительство мостов между идеями). Этот прогресс нарушается, когда у ребенка «пропал контакт». Floortime помогает вернуться к прогрессу.

Сердце терапии – взаимодействие с ребенком на его уровне, постепенно поднимая планку все выше и выше. Я здесь, чтобы сказать вам: это работает. Это действительно реально работает. Когда мы начинали, в феврале 2001 года, Дамиан был на третьей стадии развития. Пока я пишу это в апреле 2002 года, он может пройти весь путь до шестой стадии, хотя Гринспен говорит, что терапия не считается завершенной, пока ваш ребенок не может оставаться на достигнутом уровне в стрессовых обстоятельствах. Сейчас Дамиан может играть творчески дома, но не в школе. У нас еще есть над чем работать…

Гринспен С., Уидер С. На ты с аутизмом. Использование методики Floortime для развития отношений, общения и мышления. – MintRight Inc, 2009.